В Украине готовится новый порядок регистрации транспортных средств

вторник, 28 июня, 2011 - 18

Система регистрации транспорта в нашей стране явно далека от совершенства и вызывает справедливые нарекания автомобилистов.

"Дорожный контроль" в своих публикациях неоднократно высказывал замечания как по поводу работы МРЭО, так и касательно многих положений нынешнего порядка регистрации автотранспорта, которые зачастую противоречат законодательству и даже нарушают элементарные права граждан (в частности, см. "ГАИ будет снимать с регистрации разобранные автомобили").
Нынешняя редакция порядка регистрации транспортных средств (ТС) была утверждена в конце 2009 года постановлением Кабмина №1371 и стала своеобразным новогодним "подарком" украинским автомобилистам от бывшего главы ГАИ Сергея Коломийца и экс-министра внутренних Юрия Луценко - этот документ до сих пор вызывает волны возмущений на автомобильных форумах и критические статьи в прессе.
Но похоже, что в ГАИ наконец-то услышали голос общественности и таки решили отменить некоторые одиозные положения порядка госрегистрации транспорта - Управлением ГАИ МВД Украины вынесено на общественное обсуждение проект постановления Кабмина, которым вносятся изменения в действующие правила регистрации ТС. По мнению ГАИ, новый документ упростит регистрацию автомобилей и освободит ГАИ от функций контроля уплаты штрафов и обязательных платежей собственниками транспорта.

Согласно этому проекту задолженность по штрафам за нарушение ПДД теперь не будет основанием для отказа в перерегистрации транспорта или его снятии с учета в МРЭО, а при регистрации не нужно будет предъявлять оценку стоимости автомобиля (которую могли проводить только лицензированные оценщики).

Порадовала нас и запланированная отмена совершенно абсурдной нормы об аннулировании регистрации транспортного средства, которое не проходило государственных техосмотров на протяжении пяти лет, а также в случае установления факта нахождения ТС в разукомплектованном или непригодном для эксплуатации состоянии или в случае невозможности найти его владельца.

Наверное, в Управлении ГАИ наконец-то появились люди, которые удосужились прочесть Конституцию Украины и убедились, что данная норма таки ущемляет конституционное право граждан распоряжаться своим имуществом.
Также ГАИ намерена отказаться от осмотра экспертами новых автомобилей при их первой регистрации на предмет сверки их идентификационных номеров (кузова, шасси, рамы, двигателя) с записями в регистрационных документах, а также для установления соответствия их конструкции и техсостояния украинским нормам и стандартам. Проще говоря, при первичной регистрации нового транспорта в МРЭО его смогут не осматривать.
Еще одним полезным нововведением станет отказ от проведения ГАИ временной регистрации ТС с выдачей временного техпаспорта при постановке на учет транспорта из другого региона - соответствующий пункт вообще предлагается упразднить, хотя подтверждение из других регионов все-таки будут запрашивать.

Также новым документом предусматривается небольшое упрощение регистрации автомобилей, прибывающих из-за границы в виде наследства или же вместе с гражданами, которые переезжают в Украину на постоянное место жительства, а также уменьшен перечень документов, требуемых для регистрации конфискованных ТС.
"Дорожный контроль" приветствует либеральные инициативы ГАИ, но к сожалению, в новой редакции правил госрегистрации ТС не учтены все претензии автомобилистов к действующему документу, которые были озвучены в публикациях прессы, в том числе на сайте "ДК" и на нашем форуме.

В частности, раньше автолюбители могли переоборудовать свой легковой автомобиль, заменив пришедший в негодность кузов на новый, при этом остальные узлы и агрегаты машины оставались прежними. Однако вот уже больше года они такой возможности лишены: в действующем порядке регистрации ТС содержится прямой запрет замены кузовов легковых автомобилей изделиями иной марки, модели, серии или модификации - допускается установка только абсолютно идентичных (пункт 9).
С инженерной точки зрения это полный абсурд - существует множество технически полностью аналогичных автомобилей (двигатель, подвеска и т. п.), которые различаются лишь типом кузова, а иногда даже полностью идентичные авто имеют разные марки (к примеру, Dacia Logan на нашем рынке уже продается под маркой Renault, а уже в 2012 году мы увидим этот же автомобиль под маркой ВАЗ). Да и почему нельзя пришедший в негодность кузов ВАЗ-2109 заменить новым кузовом модели 21099 или на старенькую "Таврию" установить кузов от "Славуты"?
С юридической точки зрения это уже не просто абсурд, а полный беспредел - этот запрет идет вразрез с украинским законодательством, частности противоречит ст. 319 Гражданского кодекса, где сказано, что владелец распоряжается принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и имеет право на любые действия с личной собственностью, которые не противоречат действующему законодательству.
Да и ст. 41 Конституции Украины гласит, что "Кожен має право володіти, користуватися і розпоряджатися своєю власністю...", а лишение возможности переоборудовать автомобиль со сменой его модификации является явным ущемлением прав распоряжения собственностью.

К слову, "ДК" прекрасно осведомлен, что этот запрет был введен по "настоятельной просьбе" автоимпортеров, которые таким образом боролись со своими стихийными конкурентами - мелкими перегонщиками б/у автомобилей. Поэтому наличие (или отсутствие) этого запрета является своеобразным тестом на коррумпированность для руководства Департамента ГАИ.

Еще одним тестом на коррупцию является наличие в правилах регистрации ТС запрета на любые действия с транспортом, у которого идентификационный номер любого из агрегатов поврежден или отсутствует (пункт 15).
ГАИ объясняет это положение борьбой с угонами транспорта и легализацией нерастаможенных автомобилей, но преследуя эту благородную цель, авторы правил регистрации явно превысили свои полномочия и нарушили уже упоминавшуюся ст. 41 Конституции Украины. К тому же вред от этой нормы намного превышает гипотетическую пользу от нее - на практике этот запрет используется для "доения" рядовых автомобилистов.

В реальности это выглядит так: вы решили продать автомобиль и приехали в МРЭО чтобы снять его с учета, но эксперт в упор не видит пару цифр в номере двигателя на вашем автомобиле, утверждая, что они "сгнили" - повреждены коррозией и не читаются. Аналогичная ситуация может произойти с номером рамы на грузовом автомобиле, а бывает, что инспектор вообще не может найти номер двигателя (рамы, шасси).
В конечном итоге для автомобилиста дилемма проста - или продать авто "по доверенности" или же "порешать вопросы" путем взятки. "ДК" не имеет достоверной статистики в этом вопросе, но, изучая диалоги на автомобильных форумах, мы пришли к выводу, что благодаря этой лазейке инспектора МРЭО уже построили не одну дачу.

К тому же еще недавно б/н агрегаты (в т.ч. и кузов) были обыденным и абсолютно легальным делом - если на старом транспорте вследствие коррозии или после ДТП повреждалась номерная панель, то ее вполне законно можно было заменить на безномерную с соответствующей записью в регистрационных документах и делалось это довольно часто. А рамы или двигатели на некоторых моделях автомобилей (в частности американских) производились безномерными изначально, но весь этот транспорт одним росчерком пера вдруг очутился вне закона.

Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Контакты

Вы можете связаться с нами используя следующие номера телефонов.